🔬 Научное общество учащихся «Совёнок» (1-4 классы)

Научное общество учащихся «Совёнок» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В настоящее время главной проблемой образования является переход к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Необходимость такого перехода обусловлена с одной стороны — модернизацией образования, переходом на новые ФГОС и с другой — поиском новых форм организации образовательной среды, новых методов и приёмов обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса. Поэтому современный учитель — это прежде всего творец учебного процесса, это педагог, способный создавать благоприятные условия для развития интеллектуально — творческого потенциала личности каждого ребенка. Одним из таких условий является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Сегодня педагогический поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, фактором совершенствования профессиональной педагогической культуры, принципиальным условием развития образовательного учреждения. Школа нового поколения предоставляет учителю и ученику вариативность в выборе направлений и способов учебной деятельности.
В нашей школе МБОУ СОШ №50 одним из способов учебной деятельности является разработанная и апробированная система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, можно сказать академически одаренными детьми. В нашу систему входят:
— организация и проведение ученических конференций и олимпиад, где учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт  и показывают свои знания и широту кругозора;
— организация и проведение познавательных и интеллектуальных игр.
В целом, накоплен позитивный опыт по организации исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого  класса и продолжается на всем протяжении обучения школьников.
Учащиеся начальной школы по своей природе исследователи, поэтому их интересует всё новое, неизвестное. Дети лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, а значит, способствует самореализации и самоопределению человека в будущем.
С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников в 2014 году под руководством инициативной группы учителей Шемякиной Л. Н. и Саввельевой М. Г. в МБОУ СОШ №50 было создано научное общество учащихся (НОУ) «Совёнок». Создание НОУ «Совёнок» проходило в два этапа.
Первый этап предусматривал знакомство и изучение опыта других образовательных учреждений по организации деятельности подобных обществ, а также оказание методического сопровождения учителям, внедряющим проектно-исследовательскую деятельность в образовательный процесс.
В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ школы, которую возглавляет руководитель методического совета школы.
В соответствии с Положением о НОУ «Совёнок» членами общества являются школьники, работающие в исследовательских кружках во главе с их руководителями, а также обучающиеся, проявляющие познавательный  интерес к занятием исследовательской деятельностью. На сегодняшний день в НОУ состоит 20 учеников.
Целью школьного НОУ является создание условий для интеллектуального развития ребёнка в самостоятельной творческой деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей и интересов. Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности. Прежде всего — никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ «Совёнок». Ребёнок должен сам захотеть поработать над проблемой, а стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — это главная задача учителя.
Поэтому мы выделяем следующие принципы работы НОУ:

  • сотрудничество — творческое объединение усилий педагогов, обучающихся и их родителей, в котором все участники процесса получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
  • межпредметность — взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребёнка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
  • научность — исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно-популярной литературы, знакомятся на доступном им уровне с научными методами работы. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте закладываются навыки научного поиска.

Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком-либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.
Исследовательскую деятельность младших школьников мы строим по следующим направлениям:

  • организация проектно-исследовательской деятельности на уроке;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • работа НОУ «Совёнок» в соответствии с Положением и утверждённым планом работы на учебный год;
  • проведение ежегодной научно-исследовательской конференции.

Процесс реализации исследовательской деятельности НОУ «Совёнок» проходит в несколько этапов:

  • 1 этап — предполагает выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой (психолог).
    Для развития у детей навыков исследовательского поведения, необходимо сформировать у детей следующие умения:
    — Видеть проблему;
    — Задавать вопросы;
    — Выдвигать гипотезы;
    — Давать определения понятиям;
    — Классифицировать;
    — Наблюдать;
    — Проводить эксперименты;
    — Делать выводы и заключения;
    — Структурировать материал;
    — Доказывать и защищать свои идеи.
    Формирование исследовательской культуры у младших школьников идёт на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.
  • 2 этап — выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач.
  • 3 этап — индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило, классный руководитель) с учеником. Идёт сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке, знакомство с научной и научно-популярной литературой, в музее и т.д. Консультативная помощь. Одно из главных правил для учителей: не делай за ученика то, что он сможет сделать самостоятельно.
  • 4 этап — оформление выполненных исследовательских работ, работа на компьютерах в кабинете информатики. (Родители обучающихся оказывают посильную помощь, приобретая вместе со своим ребёнком навыки совместной творческой деятельности). Рецензирование работ научными руководителями.
  • 5 этап — публичное представление работ на конференции. Учителя школы с большим желанием приглашают на уроки окружающего мира ребят из НОУ для представления исследовательских работ.

Именно на научно-исследовательской конференции подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год, заслушиваются лучшие  работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри из числа наиболее подготовленных обучающихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования оценивает выступление участников конференции и определяет победителей данного конкурса по номинациям:

  • лучший эксперимент, наблюдение;
  • лучшая защита;
  • постановка самой оригинальной проблемы;
  • лучший творческий проект;
  • лучший руководитель проекта.

Наше НОУ существует уже третий год. За это время мы смогли создать Банк проектно-исследовательских работ обучающихся МБОУ СОШ №50, разработали методическое сопровождение для педагогов по организации исследовательской деятельности в НОУ.